СОЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ 1-е ТУАПСИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ |
С каждым днем в православные храмы приходит все больше и больше людей. Явление, бесспорно, отрадное. Однако здесь очень четко надо уяснить один важный момент, который сильно влияет на отношение человека и церкви. Те, кто лишь время от времени переступает порог Божьего храма, чтобы поставить несколько свечей у икон Святых образов или с трудом выкраивает минуты в череде своих многочисленных мирских дел, чтобы забежать в приходскую лавку и заказать заупокойные или заздравные службы по церковным канонам вовсе не могут именоваться прихожанами.
Вот об этом и надо задуматься каждому. Ибо суета сует все равно когда-нибудь кончается, и перед человеком встают «вечные» вопросы – о добре и зле, о смысле жизни, о том, что оставляешь после себя на этой грешной земле, и главный, с каким багажом за плечами ты придешь на Суд Божий.
Отвечая на него, православная церковь дает однозначный ответ: если человек хочет найти Царство небесное, он не может идти своим путем. Почему? По доброй традиции нашего издания поразмышляем над этим вместе с Благочинным отцом Петром.
- Бывает, я слышу утверждения: мне церковь не нужна, не желаю встраиваться в какую бы то ни было иерархическую структуру, в Господа Бога я и так верю. Мне хватает и того, что, когда есть внутренняя потребность, прихожу в храм, молюсь, обращаюсь к Всевышнему с просьбами. Тех, кто приходит на богослужения, я разделил бы на три большие категории: гости, кающиеся и прихожане.
Даже для того, чтобы назвать себя христианином необходимо принять Таинство Крещения. Сейчас, слава Богу, ушли в прошлые времена повального атеизма, и родители совершают это важное Таинство для своих детей, когда те находятся еще в младенческом возрасте. К сожалению, на этом связь с храмом у многих надолго прерывается. И здесь почему-то считается, что если когда-нибудь потом, уже в зрелом возрасте, такой человек пару раз отстоит службу, исповедуется и причастится, а также немного освоит церковные правила, то он автоматически становится прихожанином.
Прихожанином сам человек назвать себя не может. Таким почетным званием его может наречь только общность людей, какой является Приходское собрание. То есть, для этого человека должно совершиться другое таинство – воцерковление. А это произойдет только тогда, когда человек будет понимать и умом, и сердцем и всецело принимать три основных постулата: веру в Иисуса Христа, причастность к таинствам Божьим и осознание иерархичности структуры Православной церкви на земле. Это триединство поможет человеку найти себя в многообразной благожелательно настроенной к нему общности и следовать по пути в Царствие небесное.
Что бы Вы могли сказать людям, которые став добропорядочными прихожанами, задумываются о том, как они предстанут перед Богом на Его Страшном Суде, ведь просто так наследником Царствия Небесного не станешь?
- Я хочу еще более того сказать, что суд уже идет, а иначе как понимать слова Христа "На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9:39).
В том-то и дело, что для нас уже суд и прощение в таинстве Крещения, Исповеди и Причастия, а для внешних, то есть тех, кто еще не в Церкви, призыв на покаяние. Для них суд только готовится. Мы себя осуждаем и спасаемся верой и состоянием в Церкви, а мир лежит во зле и ждет своего суда и трепещет.
Верующий во Христа не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…" (Ин 3. 14,19)
Что такое Вера, о которой говорит Христос, спасающая от суда можно понять, прочитав эти строки: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною… Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 51, 53, 56-58)"
Принимая указание о жизни вечной, которое имеется во всех этих местах Священного писания, как связующее, то и можно уразуметь, что принимая причастие как Тело и Кровь Христову, мы и проявляем эту веру, которая избавляет от суда. Нам нужно принять извещение о том, что он может избавиться от Страшного суда. Принимая это учение, легко понимаешь и то, почему так тщательно нужно готовиться и к Причастию, и то, что означает "ядущий недостойно ест в осуждение".
В этом и есть суд для искренне верующего человека. В Причастии есть живой Христос и Он Сам оценивает кто достоин! Наше дело не отстранять себя от причастия, для отдохновения плоти (как бы уходя в отпуск с Креста), а всеусердно подвигать к трудам ради Христа, которые и помогут быть достойными причастниками. Нужно не разглагольствовать о том, достоин или нет, и не мнить себя достойными. Как раз, когда соединяешь все выше сказанное в одно целое, то и понимаешь, зачем нужно себя осуждать, зачем себя осуждать и привлекать на исповедь, поститься, молиться, делать добрые дела...
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". (Ин. 5,24)
Именно эти слова Христа и являются тем магнитом, который привлекал и привлекает приходящих в Церковь. Ради этого дара действительно и на крест взойдешь...